Отчет о межрегиональной конференции по страхованию.
Финансы,
10 июля 1999 г.
За семью часовыми поясами 3432 просмотра
В мае нынешнего года в Хабаровске состоялась межрегиональная научно-практическая конференция “Роль торгово-промышленных палат в развитии страхования и повышении его экономической эффективности”.
Устроители ее, Торгово-промышленная палата РФ и Дальневосточная ТПП, избрали организационный принцип строгой адресности. Состоялся отдельный разговор со страховщиками и со страхователями. Такая адаптация к групповым интересам методически оправдана и, не исключено, будет принята как принцип организации такого рода встреч. Член правления ТПП РФ, председатель комитета ТПП по страховой деятельности М.А.Сафронов, видит в этом обязательном элементе инфраструктуры развитого рынка инструмент для гармонизации интересов предпринимателей и других участников страхового процесса. ТПП — наименее политически ангажированный и зависимый от государства институт, обладающий широкой сетью отделений во всем мире, что открывает широкие возможности интеграции российских страховщиков в мировой рынок. Региональная политика ТПП РФ подчиняется необходимости развивать сеть местных отделений и одновременно противостоять опасности подчинения их интересам отдельных компаний или групп. ТПП РФ обладает статусом международной организации и имеет сеть из 129 региональных и городских палат, 18 зарубежных представительств. Дальневосточная ТПП — это более 80-ти членов, среди которых крупнейшие предприятия региона (Судостроительный завод, Ванинский морской порт и др.) и менее крупные, но весьма заметные в экономике региона “Стройуправление № 257, ПТК “Востокмебель”, завод игристых вин и т.п.), институты и ассоциации, союзы предпринимателей. Предприятие, принятое в члены палаты, уплачивает вступительный взнос 2 тыс. руб., ежегодный членский взнос составляет 20 МРОТ. Палата — многосекторная организация, в то время как коммерческие и промышленные союзы и объединения (как правило отраслевые) имеют более однородное членство. Любая ТПП, с одной стороны, представительный орган, с другой — обслуживающая организация. Значительную часть услуг ТПП составляет сертификация и экспертиза товаров, продукции и сырья, а также проведение экономической и правовой экспертизы. Обратившись в ТПП или ее региональную организацию, можно разработать бизнес-план, провести экспертизу документов для государственной регистрации, подготовить учредительные документы, контракты, исковые заявления. В сферу деятельности региональных ТПП входит деловое образование и выставочно-ярмарочная деятельность. Российская ТПП была среди тех, кто первый заговорил об опасностях, связанных с приходом иностранных компаний, кто сделал реальные шаги к сотрудничеству со страховщиками СНГ. Безусловен ее приоритет в постановке в России проблемы 2000 года. Профессор Е.В.Коломин, зам. директора НИФИ Минфина РФ, ознакомил страховщиков с современным состоянием российского страхового рынка и перспективами его развития. Каждое явление, характеризующее это развитие, г-н Коломин рассматривал с точки зрения положительного его содержания и одновременно возможных отрицательных последствий. Так, рост страховых взносов в 1998 г. на 21% сравнительно с 1997 г. сопровождался одновременным падением числа страховых компаний. Но и в этом падении есть позитивные моменты: с рынка уходят “слабосильные” страховщики. Сам августовский кризис, при всей шокирующей его сокрушительности, положил одновременно начало новым процессам — заставил “поджаться”, искать пути снижения расходов на ведение дела, которые в России неоправданно высоки (30-40%). Уменьшение числа компаний при росте совокупного объема взносов свидетельствует о концентрации поступлений в первой сотне компаний. Однако не надо думать, что компании первой сотни самые надежные. Существующие методики не включают, увы, оценку методов управления компанией. Между тем для благополучной в финансовом отношении “Защиты” неразрешимой проблемой оказалось как раз управление филиалами и инвестициями. Далее профессор Коломин вновь напомнил о необходимости учитывать группу интересов: интересы государства, коммерческих структур, населения и, наконец, страховых компаний. Страховщикам только вредит, когда они сосредотачиваются лишь на собственных интересах. Государству же, в свою очередь, следует как раз осознать собственный интерес в развитии страховой отрасли, которая способна обеспечить защиту от непредвиденных потерь, чего, увы, все в менее полном объеме может делать государство. Среди решений, не терпящих отлагательства, Е.В.Коломин назвал связанные с сельхозстрахованием, экологическим страхованием и решение проблемы защиты населения, где первый шаг — за государством. Глубоко обоснованными были и суждения докладчика о страховании жизни, о восстановлении доверия населения с помощью индексации, о госбумагах под резерв взносов по страхованию жизни, о страховании зарубежных инвестиций, о месте страхового интереса в системе других интересов населения. Проблему “регионы-центр” докладчик предложил рассматривать с точки зрения преимуществ регионалов, знающих специфику своих регионов и страхователей, что позволяет не драматизировать это противостояние. Решение проблемы кардинального усовершенствования нормативно-правовой базы страхового дела В.А.Быков, начальник Главного управления по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ, видит в скорейшем принятии системообразующих кодексов: земельного, налогового, банковского, бюджетного, административного — и таких важных законов, как “Об иностранных инвестициях в РФ”, “О бухгалтерском учете” и др. Г-н Быков представил позицию ТПП и по вопросу защиты национального страхового рынка. Сантименты в отношении иностранных страховщиков неуместны, но неприемлема и дающая о себе знать топорность при решении проблемы. Сейчас принципиально важно синхронизировать меры по открытию страхового рынка и переговорный процесс с ВТО. Нужно также отыскать механизм, с помощью которого преимущества зарубежных страховщиков работали бы на привлечение внутренних инвестиционных ресурсов, как это сумели сделать страны Восточной Европы. К сожалению, их, и шире, мировой опыт страховой деятельности остается невостребованным, между тем как ТПП располагает обширной базой информационно-аналитических материалов. Положительно воспринято и намерение правительства создать государственную страховую компанию для защиты стратегических инвесторов, способную страховать и экспортные кредиты наших предпринимателей. Региональный менеджер Zurich Financial Serviser Group Курт Трайхлер исходит в своих оценках ситуации на мировом страховом рынке из тезиса о революционном характере, происходящих в Европе изменений в работе контролирующих органов и в конкурентной среде. Нынешние тенденции к глобализации, взаимозависимости экономик, становление мощного объединенного европейского рынка лежат в основе сближения страховых потребностей корпоративных клиентов. Введение новых правил регулирования стимулирует переоценку системы местных ограничений. Для международных промышленных клиентов это означает рост конкуренции, дерегулирование и повышение прозрачности рынка. Все это, однако, предполагает информированность клиента (в необходимых случаях с помощью своего страховщика) относительно носителя риска, типа и размера покрытия промышленного риска. Это тем более необходимо, что клиент не сможет, в связи с отменой регулирования тарифов, условий страхования и лицензирования, рассчитывать на власти. Наибольшего успеха в новом тысячелетии добьются те, кто будет обладать большей информацией и возможностями анализировать ее. Корпоративная политика Zurich Group строится теперь на тесном контакте с клиентом. Компания старается решать проблемы с позиции клиента любой из 80 стран, где работают ее представительства и отделения. По прогнозу г-на Трайхлера, надежды большинства на удешевление страховых услуг в связи с усилением конкуренции, скорее всего, окажутся несостоятельными. Спрос и предложение оказывают влияние на величину расходов на ведение дел и на размер прибыли страховщика. Это означает, что, по крайней мере, вначале размеры премий будут снижаться. Опыт показывает, что отмена регулирования и глобальная взаимозависимость создают условия, при которых периоды избытка производственных мощностей и снижения давления на цены чередуются с периодами, в которых страховая емкость оказывается недостаточной, что усиливает позиции страховщика. В своих долгосрочных планах следует учитывать возрастание во всем мире рисков природных и экологических катастроф, рисков ответственности товаропроизводителей и некоторых других. Легко представить себе сегменты рынка, где размещение крупных рисков будет практически невозможно или возможно за очень высокую цену. Такого рода колебания будут воздействовать на готовность страховщиков поддерживать отношения со своими клиентами, а с другой стороны, предъявлять повышенные требования к устойчивости страховой компании. С точки зрения долгосрочных перспектив, промышленных клиентов не интересует дешевое страхование с ограниченным набором услуг. Г-н Трайхлер поделился с российскими страхователями промышленных объектов, какими критериями он руководствовался бы при выборе страховщика. Иностранный страховщик должен быть знаком со страховым рынком России и иметь при этом многолетний опыт работы в Азии и США. Желательны прочные связи также в Центральной и Восточной Европе. Партнер должен понимать международную ситуацию, потребности клиентов и особенности местного рынка. Необходим координированный, всесторонний подход к корпоративным клиентам, работающим в нескольких странах или занимающихся экспортно-импортными операциями в различных странах. Средства управления и структуры, принимающие решения, могут быть гибкими лишь при условии их децентрализации, позволяющей напрямую общаться с клиентом. Интересные мысли были высказаны во время кулуарной беседы с главой Транссибирской перестраховочной корпорации г-жой Ириной Постниковой. С момента создания в 1992 г. корпорация все семь лет находилась в отношениях прямой конкуренции с западными перестраховщиками, но ни разу реально не ощутила этой конкуренции, потому что не в состоянии предоставить перестраховочную защиту в объемах международного перестраховщика, дать столь же низкую котировку риска и проводить обучение, привлекая высокопрофессиональных специалистов в сфере актуарных расчетов, страховой оценки и сюрвейерских услуг. Хотя на стороне западных перестраховщиков зачастую двухвековой опыт работы, у нас в активе — знание российского рынка. Нам не надо объяснять, что такое неплатежи и взаимозачеты, что такое рассрочка страхового платежа и помесячная проплата. Нам понятно, почему практически невозможно заполнить опросник по страхованию гражданской ответственности. Риск с платежом менее 4 тыс. долл. для иностранцев убыточен, и его размещение среди мировых перестраховщиков практически невозможно. Мы же можем рассматривать, в сущности, любое предложение с ответственностью в рублях. Мы интересны как небольшим и средним российским страховщикам, так и крупным, уже имеющим западную защиту. Приоритеты, рядовые для иностранных страховщиков, непосильны для подавляющего большинства российских компаний, и дальнейшее их размещение на Западе оказывается нерентабельным. Необходимо помогать в покрытии этих приоритетов и рисковых “хвостов”, превышающих перестраховочные емкости. А.Е.Козинов, зам.начальника отдела Департамента страхового надзора МФ РФ, ознакомил присутствующих с изменениями в порядке размещения страховых резервов, прокомментировав приказ Минфина России № 16 от 22.02.99 г. В самом общем виде эти изменения состоят в следующем. Правила регулируют размещение не всех активов страховщика, а лишь тех, которые покрывают страховые резервы. Пределы установлены теперь лишь по направлениям инвестиций и единичным объектам внутри направлений, чтобы даже в рамках одного направления резервы не размещали в одни объекты. Таким образом уменьшается риск непредвиденных потерь. Это своего рода двойная диверсификация. Появились новые объекты инвестирования и возможность размещать активы в объекты, не предусмотренные правилами, при условии согласования с Департаментом страхнадзора МФ. Все это открывает для страховщиков более широкие возможности в выборе направлений размещения активов.
Репортаж подготовил Г. ЖИВОТОВСКИЙ
Вся пресса за 10 июля 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: События
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 ноября 2024 г.
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 ноября 2024 г.
Отдать в надежные руки
|
|
РИА Новости, 27 ноября 2024 г.
Минфин РФ считает важным не допустить ремонта по ОСАГО некачественными деталями
|
|
РИА Дагестан, 27 ноября 2024 г.
Эксперты рассказали о самых популярных сценариях автоподставщиков 2024 года
|
|
Авторадио, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Life, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Российская газета онлайн, 27 ноября 2024 г.
Совфед одобрил закон о распространении действия полиса ОСАГО на Беларусь
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 27 ноября 2024 г.
Количество оказанных по ОМС услуг не может уменьшаться постфактум — ВС
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 27 ноября 2024 г.
Каждый четвертый краснодарец становился жертвой мошенников
|
|
СенатИнформ, 27 ноября 2024 г.
В СФ рассказали об увеличении субвенций регионам из ФОМС
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Суд признал банкротом бывшего бенефициара СК «Южуралжасо» Бурякова
|
|
ГТРК Липецк, 27 ноября 2024 г.
Практика страхования виноградарских хозяйств
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 27 ноября 2024 г.
Свыше 58% жителей Петербурга когда-либо сталкивались с телефонными мошенниками
|
|
Business FM Челябинск, 27 ноября 2024 г.
Четверть челябинцев становились жертвами телефонных мошенников
|
|
Брянские новости, 27 ноября 2024 г.
В 2025 году брянцы смогут ездить в Белоруссии по российскому полису ОСАГО
|
|
Газета.Ru, 27 ноября 2024 г.
Звезду «Мастера и Маргариты» засудила страховая компания
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
СФ одобрил создание единой системы «автогражданки» Союзного государства
|
|
Парламентская газета, 27 ноября 2024 г.
Депутат Аксаков: Для ремонта машин б/у запчастями нужно исключить риски
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|